10 заповедей для начинающих фрилансеров

10 заповедей для начинающих фрилансеров

Фриланс — это удивительная вещь. Одним он помогает содержать семью и платить ипотеку, другим — жить на островах и наслаждаться жизнью.

Для меня же фриланс никогда не был основным источником дохода. Я типичный офисный планктон и горжусь этим :) Тем не менее, он составляет значительную прибавку к моей официальной заработной плате.

[exec] get_template_part(‘share’);[/exec]

10 заповедей для начинающих фрилансеров

Но иногда, фриланс для начинающих дизайнеров превращается в сущий АД. Нерадивые клиенты — мешающие безграничному творчеству, дополнительные условия — вынуждающие работать бесплатно и даже обычное кидалово — неуклонно сопровождают неопытных работяг.

Но я знаю как покончить со всем этим дерьмом :) Представляю вашему вниманию 10 заповедей, которые заставят вас взглянуть на фриланс по-новому.

10 заповедей фрилансера

1. Не торопись

Начитавшись умных статей о том, как плохо в офисе и хорошо на островах, многие дизайнеры начинают свой путь с фриланса. Это непростительная ошибка. Во-первых — ваш профессиональный рост будет происходить значительно медленнее, во-вторых — есть шанс так и не стать джедаем.

Свою карьеру нужно начинать с дизайнерской студии. Причем, выбор студии следует осуществлять не столько по величине ЗП, сколько по крутости арт-директора, который сумеет вправить вам мозги.

Рекомендую почитать: Как стать фрилансером

2. Не работай без предоплаты

Я не доверяю людям. А незнакомым людям я не доверяю совсем. Поэтому, чтобы мотивировать и себя, и клиента — я всегда беру предоплату 50%.

Это помогает клиенту не забить и не забыть. В противном случае он потеряет не какие-то мнимые исходники, которые можно восстановить по PNGшкам за 20$, а вполне реальные деньги. И чем больше стоимость проекта — тем сильнее мотивирован клиент :)

3. Не работай с фиксированной ставкой

Угадать итоговую стоимость работ практически не возможно. Если брать фиксированную оплату за проект — есть шанс значительную часть времени поработать бесплатно. Как правило, в процессе разработки дизайна выясняются много интересных нюансов, которые растягивают сроки. А деньги уже уплочены.

Чтобы избежать такого сценария — стоит определиться со стоимостью одного часа работы. Прикиньте объем работы над проектом и ту сумму, которую вы хотите получить за эту работу. Затем разделите эту сумму на то количество часов, за которые вы сможете ее выполнить. Это и будет часовая ставка.

4. Не работай с мудаками

Начинающие фрилансеры очень любят хвататься за все подряд. Я и сам был таким. Но единственное, что я никогда себе не позволял — работать с мудаками.

К мудакам относятся:

  • Все, кто считает, что я мечтаю работать бесплатно над их перспективным проектом
  • Все, кто согласовывает макеты с уборщицей
  • Все, кто не согласен на предоплату
  • Все, кто хочет тендерную концепцию на условии конкурса (когда ты и еще миллион таких же, делаешь бесплатно дизайн, а деньги получает тот, чью концепцию выберут)
  • Все, кто приходит со словами: «Давай ты сделаешь этот проект дешевле, зато потом будет много проектов дороже»
  • Все, кто выносит мозг о том, что я зажрался, но идти к другому дизайнеру почему-то не хочет

И как по заказу для этой статьи — типичный мудак в действии:

Типичный му#дак

5. Фиксируй ключевые моменты по e-mail

Обсуждение проекта может вестись в любой удобной для клиента форме. По телефону, Cкайпу, Аське, ВКонтакте, Одноклассниках и даже в комментариях к этому блогу.

Но важные моменты, например объем работ, правки, условия — должны быть зафиксированы контрольным письмом на ваш почтовый ящик.

Во-первых, в случае чего, все ключевые моменты сделки у вас под рукой. Во вторых, в случае чего, их всегда можно переслать клиенту, чтобы охладить его пыл. Помогает.

6. Остерегайся фриланс-бирж

Рабо-биржи никогда не привлекали меня своим подходом к работе. А после недавнего слива персональных данных 180 тысяч пользователей FL.ru — я еще больше убедился в правильности своих суждений.

К тому же трудно найти вдохновение среди «конских комиссий» и заоблачной конкуренции со школьниками.

7. Будь пунктуален

Полученные деньги нужно отрабатывать на 120%. Дедлайн — не менее важная часть работы, чем предоплата. Репутация серьезного и ответственного человека значительно повышает шанс заполучить платежеспособного клиента на постоянной основе. Никто не хочет работать с ненадежными людьми.

8. Работай на результат

При выполнении очередного заказа стоит помнить, что дизайнеры, плохо выполняющие работу за которую им заплатили, в аду, варятся в одном котле с клиентами, которые не оплачивают сделанную для них работу.

Лучше меньше, да лучше — отличная поговорка для дизайнера на все случаи жизни.

9. Знай меру

Свободный график часто располагает к безграничной работе. Это не доводит до добра. Снижается не только продуктивность, но и уровень здоровья. Высыпаться и заниматься другими делами — так же важно, как соблюдать дедлайны и брать предоплату.

Работать по 14 часов в сутки продолжительное время — не лучшая идея. В итоге вы заболеете и умрете.

10. Качество а не количество

Небольшое дополнение к двум предыдущим пунктам. Лучше взять 1 проект дороже и делать его в комфортном режиме, чем взять 2 проекта дешевле и делать все наспех. Деньги у клиентов, как правило, есть. Нужно просто научиться их добывать.

В заключение

Фриланс дает безграничную свободу и приносит удовольствие от работы только в том случае, когда выполняются простые, а порой элементарные правила. Эти 10 заповедей помог вам эффективно фрилансить без ущерба для здоровья, репутации или собственного кошелька.

9 комментариев

  1. Все правильно. Вот только начинающему о-очень сложно взять даже первый заказ. Вот многие и демпингуют и с биржами связываются.
    С другой стороны, биржи не такая страшная вещь — ведь зачастую при правильной и качественно выполненной работе клиент становиться постоянным. Правда, потом по ценам приходиться урезонивать )))

  2. ПРочитал статью и закончил работу вчера с одним клиентом из четвертого пункта

  3. А как заключаются договора? В электронном виде?
    И как найти первого заказчика, если на рабобирже? :(

    1. Если работаешь без ИП, то никак. Лучший договор — предоплата.

      Чтобы найти первого заказчика, нужно иметь 2-3 работы в портфолио, они есть?

      1. Какие работы могут быть если он говорит о ПЕРВОМ заказчике? Следовательно и работа первая будет.
        Как и у меня=))))))))

        Можешь посоветовать как поступить в этот момент?
        Заказчики требуют портфолио или не будут заказывать у вас дизайн, но у тебя его нет, ОН — твой первый заказчик=) Круговорот=))))))))))00

        1. Придумать виртуального заказчика и как бы для него сделать работу, которую выложить в портфолио

  4. Спасибо за отличную статью. Я еще учусь, вот как раз занимаюсь вымышленными заказчиками, чтобы сделать себе неплохое портфолио. Пока нет возможности пойти постажироваться в какую-нибудь неплохую контору, я как раз и планировал немного проникнуться веб-дизайном на фрилансе. То что вы сказали про рабобиржи для меня стало настоящим откровением, я только их в виде варианта и рассматривал.

    Я понимаю, что вы меня за ручку водить не будете, но может быть как-то намекнете: в какую сторону мне копать, чтобы находить клиентов вне бирж. Я просто это практически себе не представляю.

    Еще раз спасибо за ваш блог и за ваше внимание к вопросу :)

  5. Честно говоря так и не поняла, так какие альтернативы биржам? Где искать клиентов? Да и в пункт про них одна сплошная отсебятина. Мне не нравится и всё. Почему не нравится, хотя бы написали. А так ни о чем получается.

  6. Начинающему фрилансеру почти нереально взять заказ с предоплатой на бирже.
    И все таки, биржи с «рабскими» условиями и конкурсы — остаются чуть ли не единственным вариантом. Чтобы хоть как то заработать придется брать количеством, даже в ущерб качеству (спрос на дешевую работу). Большинство работ будут оставаться не оплаченными.
    Я опытный фрилансер, 8 лет, 60 отзывов. Каждый день я отвечаю на десятки объявлений и получаю 1-2 заказа в месяц со средним бюджетом 8 тыс.

    Второй вариант — работать с агентами, но для этого нужно работать очень хорошо и дешево. При этом поток заказов может быть большим, но заработок маленьким. Часть заказов будут оставаться не оплаченными. При этом часть работ могут попросить не выставлять в портфолио.

    Третий вариант — поработать в агентстве и увести часть постоянных клиентов оттуда. Но, это временно, т.к. приток новых заказов должен быть постоянным. Кроме того это трудно, т.к. в большинстве агентств контакт с клиентами держит менеджер, а не дизайнер.

    Откуда же брать хорошие заказы? Я такие беру с персонального сайта. Нужно сделать сайт, наполнять портфолио, оптимизировать и продвигать его около 10-и лет, все это время работать как негр по трем выше изложенным схемам.

Обсуждение закрыто.